|
Добродетели и пороки
Помимо недостатков, явных каждому, каковы еще признаки, несовершенства?
Эгоизм, желание думать только о своем интересе, пусть даже ваш интерес - духовное совершенство. Моральные качества зачастую не более чем позолота, нанесенная на пластмассу, бессильная скрыть истинную основу. Человек может обладать действительными достоинствами, делающими его в глазах людей праведником, но достоинства эти, хотя и помогают в жизни, не всегда выдерживают испытания. Порой достаточно коснуться струны личного интереса, чтобы обнажить сущность такого человека.
Истинное бескорыстие - вещь на земле крайне редкая, и обычный человек вовсе не обязан им обладать в полной мере. Его дело - иногда стремиться к бескорыстному мышлению. Во всяком случае, это никак не относится к материальным предметам, которые не имеют никакого духовного воплощения. Бескорыстие - исключительно духовное понятие, оно предполагает, что вы желаете другому лучшего и большего, чем себе самому. И в качестве обычного испытания Бог вам предлагает воплощение ваших просьб - действительно, тот, кому вы испросили добра, его получает. Горе тому, кто скажет: "Почему не мне это досталось, ведь я был инициатором добра!" Ваше право просить и получить свое, то, что вы желаете для себя, но не надо сравнивать с тем, что есть у другого, - такое сравнение суть показатель фальшивого духовного развития.
Так же точно я говорю: не стесняйтесь просить что-то для себя, это никакой не грех. Грех - завидовать, просить для другого с целью выгадать для себя. Любая неискренняя просьба за другого - грех, хотя и вполне допустимый для человека.
Предосудительно ли желать богатства?
Еще раз. Нет ничего предосудительного в том, чтобы желать добра для себя. Это естественно для всякого живущего на земле. Преступно желать зла другим, завидовать, совершать неправедные дела. Я говорил о другом - добрые мысли и поступки должны быть бескорыстными, по побуждению сердца.
Но как можно избавиться от мысли, что я делаю добро другим ради себя самого?
Не нужно от нее избавляться. Эта мысль - следствие вашего недостаточного развития. Делайте добро. И тогда несовершенные мысли и опасные ситуации сами исчезнут из вашей жизни. Делайте добро ради личной корысти - ничего страшного в этом нет, вы же выбираете добро, а не зло. А несовершенство - это не то, чего следует опасаться. Если ребенок несовершенно ходит или несовершенно говорит, разве это повод для скорби? Это повод радоваться, потому что, совершая свои несовершенные попытки, он в результате выучится двигаться и говорить как взрослый человек.
Обсуждать недостатки других, заслуживает ли это осуждения?
Весьма заслуживает, если это делается единственно для того, чтобы критиковать и оглашать их. Это означает не иметь милосердия, особенно если делается, чтобы самому не замечать тех же недостатков в себе. Снисхождение к недостаткам других - одна из добродетелей. Что будет, если Ангелы вместо помощи людям начнут обсуждать человеческое несовершенство?!
Прежде чем бросать другому упрек в несовершенствах, посмотрите, не могут ли сказать того же и про вас. Старайтесь иметь достоинства, противоположные недостаткам, которые вы видите в других, - это средство сделать себя более совершенным. Упрекаете другого в жадности - сами будьте щедры, в гордыне - сами будьте скромны, в суровости - будьте мягки, в мелочности - будьте великодушны во всех ваших делах. Словом, делайте так, чтобы к вам не были приложимы ваши же слова.
Изучать недостатки политики, власти и государства, заслуживает ли это осуждения?
Все зависит от чувства, которое побуждает вас это делать. Если человек имеет целью лишь вызвать раздражение, то он просто доставляет удовольствие духам, которые стремятся вызвать раздражение, и отдаляет себя от Ангелов.
Но только не следует судить о чистоте намерений других. Осуждать кого-то - значит причинять ему моральное зло. Запомните это хорошенько. Раз вы стремитесь к добру, не нужно навлекать своими словами и мыслями зло на других.
Можно ли отчитываться себе в сделанном добре?
Поскольку вы можете сознавать творимое зло, то должны так же сознавать и творимое вами добро. Нет другого способа знать, хорошо или плохо вы поступаете. Именно взвешивая все свои дела на весах духовного закона, в особенности на весах справедливости, любви и милосердия, вы можете сказать себе, хороши вы или плохи, сможете одобрить себя или осудить. Всегда полезно знать, что вы восторжествовали над дурными склонностями, и полезно испытывать от того удовлетворение.
|
|
|